Этап 6. Бурение пилотной скважины

Бестраншейные технологии - Порядок проведения ГНБ работ

6.1. При бурении пилотной скважины машинами РВА-200 BG «PERFORATOR» применяется управляемый метод бурения.

 

6.2. Бурение пилотной скважины осуществляется по проектной траектории, показанной на чертежах в плане и профиле, от точки входа до точки выхода.

Бурение начинается с проектной отметки (оси футляра) в стартовом котловане, далее по траектории, указанном в плане и профиле, с выходом бурильной головки в приемном котловане, рис. 2.8.

Пилотное бурение

Рис. 2.8. Пилотное бурение.

Управляемое бурение пилотной скважины осуществляется при помощи породоразрушающею инструмента - буровой головки диаметром 114 мм. со скосом под углом 300 в передней части, что позволяет изменять направление бурения путем поворота головки вокруг своей оси и встроенной системы лазерной навигацией, рис.2.9.

6.3. Буровая головка задавливается в массив породы гидродомкратами установки при помощи пилотных штанг - циклически, с наращиванием штанг в рабочем котловане. Пилотная скважина проводится на всю длину интервала от стартового до приемного котлована. При этом буровой инструмент может вращаться.

Рис. 2.9. Управляемая буровая головка.

6.4. При бурении используется системы пилотных штанг РВ 125. При наращивании инструмента, проверяется каждая штанга, все ли уплотнительные кольца круглого сечения установлены.

Основным назначением пилотной скважины является задание направления для последующей прокладки металлических труб.

6.5. Строительство пилотной скважины завершается выходом буровой головки в заданной точке в приемном котловане.

6.6. Перед каждым бурением необходимо проверять направляющие ролики, они должны вращаться без заеданий. Ролики нужно смазывать перед каждым использованием.

6.7. Также перед каждым бурением необходимо смазывать опорные шпиндели. За счет этого они будут легче работать.

6.8. Опасности при пилотировании.

6.8.1. При чрезмерной осевой нагрузке и встрече бурильной головки с препятствием пилотные штанги могут сильно изогнуться и деформироваться.

6.8.2. Если при бурении возник резкий, внезапный скачек давления необходимо сразу же прекратить бурение и выяснить, что за препятствие может находиться в грунте. При скалистом грунте за счет проворачивания и легкой подачи инструмента можно пройти препятствие.

6.8.3. Встречу с техногенными или мореными отложениями можно определить по внезапному отклонению инструмента от оси скважины. Увеличение осевой нагрузки в этом случае нецелесообразно, так как изгиб штанг может полностью увести инструмент от оси проектной прокладки коммуникации. В этом случае необходимо подать инструмент назад и в щадящем режиме попытаться разбурить препятствие.

6.9. Во время бурения, расширения и других операциях, когда колонна бурового инструмента находится в скважине, запрещается проворот инструмента в обратную сторону (против часовой стрелки). Это может привести к раскручиванию резьбовых соединений штанг и оставлению части инструмента в скважине.

6.10. После выхода бурильного инструмента в приемном котловане бурение пилотной скважины заканчивается и производится экспресс – оценка профиля скважины в сравнении с проектными решениями.

6.11. Допустимое отклонение места выхода скважины не должно превышать ± 25мм проектных показателей.

6.12. При положительных результатах оценки производится установка расширителя на колонне бурильных штанг и осуществляется расширение скважины.

6.13. При отрицательных результатах производится перебуривание пилотной скважины.